Профсоюз мигрантов
Раздел: Главная arrow Колонка Алексея Авганова arrow А.Авганов. Мигрантами не рождаются
А.Авганов. Мигрантами не рождаются Печать E-mail
17.11.2013 г.

 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

 МИГРАНТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ИМИ СТАНОВЯТСЯ…

Посвящаю моим братьям – таджикам-трудовым мигрантам

 и русским, не сумевшим до сих пор обрести новую Родину

 в лице Великой России

 

Я думал и даже писал о том: что не считаю себя мигрантом, не являюсь трудовым мигрантом, никогда в России себя некомфортно (по-мигрантски) не чувствовал и что, имея русскую матушку и таджика отца я везде свой, доморощенный. Для русских я – Алексей, Алешенька, сынок! Для таджиков – писари Амиршох, (сын своего отца)…

Но узнавая, постепенно историю своей семьи: семьи Ашрафи–Пустоваловых- Авгановых также, постепенно дошел до понимания, что я не просто мигрант, а мигрант уже в четвертом поколении!

Ибо еще в 19 веке мои незабвенные родственники пришли в Таджикистан из Саудовской Аравии, а родственники с другой (маминой) стороны, в начале ХХ века также пришли в Среднюю (теперь Центральную) Азию из России. Я не уверен, что моих драгоценных предков называли тогда гастарбайтерами, но всеми атрибутами статуса (современного понятия) – трудовой мигрант, они обладали, в полной мере… И если бы в то время были «умники», типа сегодняшних теоретиков трудовой миграции, наверняка, носили бы клички похлеще, прости Господи…

Семья Пустоваловых (такова девичья фамилия моей матушки) состояла из семи душ (человек). Мой дед Анисим, бабушка Анна и пятеро их детей, мои тетушки (холашки): Мария, Екатерина, Зинаида, Раиса и моя мама – Тамара. Жили все они в городке Щацке, что недалеко от города Рязани, в России. Мой дед, как почти все жители села Борки, что под Щацком (в России, если есть в поселении церковь, то называют – село, если нет – деревня) это у нас, в Отечестве моем: кишлак и все тут… (масчит кати, ё бе масчит). Так вот это сейчас все, в основном, едут в Россию на заработки (имею, ввиду таджиков). Но было время, судя по рассказам моей матушки, когда русские люди не имели возможности прокормить свои семьи, а было тогда в селах и деревнях, в основном, по 5 – 8 - 10! детей, в семье.

Думаю величие России (былое) заключалось в том, что русские отстояли свою землю: от поляков, крестоносцев, шведов, татаро-монгол…. Несмотря на моры (эпидемии: холеры, чумы) русский народ возрождался, проходило несколько лет, и новые воины вставали за могилами отцов и дедов! Аллилуйя!

Это теперь принято, «планируя» семью, даже, в совсем юном возрасте учитывать: что будем кушать, на чем будем ездить, где – отдыхать… и не помешает ли ребенок образованию и комфортной жизни молодой семьи?

Небольшой экскурс в прошлое: это сейчас модно стало приводить термины – поколение не родившихся родителей… это, безусловно, страшное наследие Великой Отечественной и все мы это понимаем! Но сейчас, грядет вторая волна не родившихся родителей, вызванная: расчетливостью, эгоизмом, беспринципностью, меркантильностью и совершенным игнорированием всеми нами государственных демографических интересов, как сегодня отметил господин Путин, предрекая новую волну демографического кризиса, вызванную – бездумностью 90-х годов, жизненными принципами современной молодежи, не желающей во имя рождения детей поступиться своими жизненными… «льготами»… то бишь: курортами, машинами, наркотой!

Да если бы не было детей – погодков на Руси? Выстояла бы Русь, против полчищ монголо-татарских, да «ни в жисть».

Но подобно сказочным богатырям, ежегодно подрастали русичи и шли воевать за Русь и враги, опустошив деревню, на следующий год или через два три года натыкались в этой же деревне на новых бойцов, подросших за эти годы…

Не хочется умничать, но сейчас бытует мнение, что большая семья и прирост населения считается прерогативой низко развитых стран!

Например, в моем Отечестве - Таджикистане население со времен советской власти значительно возросло и я не считаю что это плохо, но не уверен, что в этом со мной согласны эксперты – аналитики мирового масштаба…

Ну, так вот, про моих чисто русских родных, продолжу… Мой дед Анисим Тимофеевич имел в своей деревне Борки много родных: братьев, сестер, дядей, теток. У бабушки тоже была большая семья. Испокон веков рязанских мужиков на Руси величали – косопузыми, рязанские мужики были прекрасными плотниками, в древности Русь строилась сугубо из дерева. Дома, церкви были сплошь из дерева и плотник был важной фигурой в жизни России. Так вот, рязанцы, засунув топор, который являлся основным инструментом плотника в те времена… уходили на заработки по всей России. Армяк (верхняя одежда крестьянина) от топора за поясом топорщился и поэтому - то моих земляков, рязанских и прозвали – косопузыми, сбоку, в профиль живот выглядел треугольным. Дед Анисим создал, типа... бригаду из родни: дядя Яша, дядя Николай, их дети и так далее. В основном сначала работать ходили в Москву, на лето, а зимой работали дома (по хозяйству). Но к лету снова в Белокаменную на заработки… Ну чем не мигранты – правда внутренние. Потом стали ходить работать на Северный Кавказ, в основном, в Дагестан (современный). Даже жен стали с собой брать… Моя тетушка Мария, самая старшая сестра моей матушки, родилась на Кавказе… Так продолжалось долго, жили, работали, прошла революция, было голодно и мой дед поехал работать в… Ташкент. Работал дед в Ташкенте, присылал деньги. Бабушка с пятерыми детьми жила в селе. На Кавказе бабуля купила швейную машинку, в округе это была единственная швейная машинка и бабушка стала брать заказы – шить всем желающим платья. Уже были советские времена и когда узнали в сельсовете, что она шьет на заказ, то решили, что она эксплуатирует трудящихся, так как машинка, типа, средство производства, а по теории Маркса – владелец средств производства уже сам – эксплуататор. Хотели бабушку раскулачить… После этого, когда она шила, одна из моих теток сидела во дворе, а вторая около окошка и если кто то шел по улице, машинку прятали в подушках… Раньше положено было на кровати иметь много пуховых подушек, вот в этих подушках и прятали машинку. Моя матушка родилась в 1924 году, было голодно, если бы не деньги, присылаемые дедом Анисимом (ее отцом) из Ташкента умерли бы все с голодухи. Дед приезжать не мог, поезда ходили плохо, по дороге грабили и убивали. Мои дорогие земляки по линии отца хорошо знают эту дорогу и в наше спокойное время эта дорога – опасна и трудна. В 90-х годах на этой дороге погибли и были ограблены много, очень много людей и русских, и нерусских, это точно! Я прошел пешком и проехал, не единожды, по этой дороге и знаю ее наизусть!

В один день бабуля собрала всех детей, оставила дом на родных и уехала в Ташкент. Матушке было 2 года, и было это в 1926 году.

В Ташкенте в то время было одно место, один район, который назывался Болгарские Огороды, я пытался расшифровать: кто же и по какому поводу дал такое необычное для Узбекистана название. Считается, что еще в царское время в Ташкент приезжало много иностранцев, иностранцы сбивались в анклавы (пытались жить вместе, что свойственно всему живому,… особь определенной «породы» тянется к себе подобным), что и в живой природе является нормой. Не знаю, являлось ли в те далекие времена это опасным для национальной целостности узбекской нации и грозило ли это ассимиляцией узбеков в кучу прибывших… иноземцев?! Я это к тому, что Россия устами своих экспертов с фашистским уклоном сейчас, всерьез, рассматривает эти вопросы…

Так вот оказывается, во время турецкой оккупации Болгарии и насильственного обращения турками болгар в ислам, многие болгары бежали в Россию в лоно русской православной церкви, а потом уже попали в…Ташкент. Кстати, Ташкент в советское время получил прекрасное дополнение к своему названию: «город хлебный». Так и называли – «Ташкент, город хлебный»,… даже книга такая есть… Болгарам выделили землю на окраине города, на этой земле они выращивали помидоры, огурцы, зелень и, конечно же – болгарский перец. Кроме болгар на этой земле поселились – корейцы, дунгане, немцы и очень-очень много русских людей… Мой дед Анисим купил землю и построил дом, который я считаю своим родным домом, в этот дом после моего рождения в Шурабаде, через три дня, моя матушка меня привезла, в этом доме прошла большая часть моего детства. Мой дед работал на заводе, бабушка была домохозяйкой. В этом доме меня крестили по православному обычаю и православную веру я пытаюсь нести в своем сердце с достоинством, в память о моих православных дедушке и бабушке и матушке… я никогда не думал о том, чтобы принять ислам,… как сын мусульманина, сына своего отца и, надеюсь, мой покойный отец и мои любимые таджики поймут и простят:… православного сына Великого Таджикского Народа!

Позже появился Зеленый базар, неподалеку от Болгарских Огородов… Я был в Ташкенте в 1999 году, купил в Рязани машину и перегонял ее в Душанбе, по дороге посетил Ташкент, нашел родной, ташкентский дом и долго стоял на тротуаре перед калиткой, не решаясь постучать и войти, дом показался мне совсем низким и маленьким. Я так и не решился войти и уехал, унося в душе свою вечную любовь и тоску по этому дому…

Меня посетила именно сейчас мысль, когда я пишу эти строки: «А ведь я теперь и для Узбекистана, для Ташкента – мигрант. Если соберусь там жить, вдруг придут нехорошие узбеки (хорошие поймут), а сейчас в Узбекистане с мигрантами вообще напряженка… Ибо сам президент Каримов сказал, что мигранты-узбеки, которые метут российские улицы – позор узбекской нации…»У нас никто не голодает!» И скажут (имеют право): «Таджик, у тебя есть разрешение на работу, регистрация. Понаехало таджиков, работу нашу отбирать, езжай в свой Таджикистан» И ведь уеду!

Мои тетушки, кроме тети Кати, получили высшее образование в Ташкенте. Тетя Мария уехала по распределению в Ашхабад, вышла замуж за обычного слесаря, слесарь потом… стал заместителем мэра города Ашхабада по строительству… Тетя Мария, всю жизнь возглавляла детсад стекольного завода, города Ашхабада. У нее две дочери, Маргарита – дослужилась до генерала милиции, кандидата юридических наук, работала и жила в Москве. Вторая дочь Татьяна – кандидат медицинских наук, живет и работает в Москве. Тетя Катя вышла замуж за офицера, они после войны купили дом в Ташкенте, неподалеку от деда и жили там с семьей. У тети Кати родилось два сына – Николай и Эдуард. Тетя Зина работала после окончания мединститута в Таджикистане, на Памире, в Рушане. Потом до конца жизни в институте Склифосовского, врачом, жила в Москве, из ее окон было видно дорожку Московского ипподрома. Одна из ее дочерей – Элочка, погибла во время ашхабадского землетрясения… вторая ее дочь, Света, умерла от рака крови, в детстве, тетя Зина жила одна. Моя родная сестра Надежда – кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель английского языка Лениградского (Большого) Университета. Я имею одно звание и одну должность занимаю:  я - сын своего отца и от этого звания меня уже даже сам Всевышний не сможет освободить! Я горд тем, что я - сын своего отца!

Племя мигрантское, Пустоваловское, частично вернулось в Россию, пережив страшные годы в Азии (Узбекистане, Таджикистане, Туркмении), вернулось и дало прекрасные всходы, вопреки всем прогнозам современных нытиков о перспективах трудовой миграции. Никто из родственников моих по линии матушки, оставшихся в России, Шацке, Борках не получил ученых степеней, хотя все они живут сейчас на Преображенской Площади в Москве, на улице Подбельской. Мнение экспертов об ассимиляции коренной нации в толпы мигрантов и прочие теории антимигрантского толка, можно опротестовать и тому есть исторические примеры: Аргентину в свое время наводнили итальянцы, это был массовый исход, но Аргентина так Аргентиной и осталась. То же можно сказать о Северной Америке (США), Афроамериканцы, которые являются также потомками трудовых мигрантов (правда способ доставки их в США и цель этой доставки были изначально несколько иными), а именно порабощение и использование рабского труда… Но время расставило свои приоритеты в этом вопросе и в настоящее время многие представители (потомки) тех порабощенных, являются национальными героями и лидерами американской нации и никуда от этого радетелям чистоты рас и противникам различных цветов кожи не деться…. «Теория без практики мертва», - говаривал В.И.Ленин, и на практике мы имеем теорию ку-клукс-клана. И что характерно: все отрицательные факты миграции знает уже каждый старичок в России, так как об этом долдонят с утра до вечера все СМИ, а вот примеры положительные, выгода России от этих самых мигрантов проходит стороной. Странно, но если вдуматься, то не очень!.

Хочу отвлечься и отметить: вопрос опасности мигрантов искусственно муссируется именно в таком ракурсе и надо же, именно, тогда муссирование носит самый антимигрантский характер, когда это кому-то из власть предержащих необходимо. Нынешний виток «напряженности», связанный с ужесточением миграционного режима, под маркой приведения миграционных процессов в норму, безусловно, начался с выборов президента Путина, а сегодняшнее обострение в отношениях мигрантов и властей российских, напрямую связано: с возвращения радикала-фашиста Рогозина в правительство и продолжилось желанием мэра Собянина… срочно, переизбраться на пост главы Москвы.

Я не политический аналитик, но настораживает, что с бухты–барахты Собянин, ни с того, ни с сего… задолго до истечение срока полномочий, изъявил желание пройти через горнило избирательного процесса. И, главное, его желание безоговорочно поддержал президент. Ведь перевыборы, любые, это огромные деньги и на фоне разговоров о кризисе все это выглядит… не очень. Ну да ладно у них свои игры, а мигранты явятся одной из козырных карт и в выборах мэра Москвы, безусловно. Дружины, молодежь в масках, рвущаяся искать места ночлега мигрантов, молодежь националистического толка! Словно кошмар на улице Вязов, возведенный телевидением в геройство. Забыли русские, свою же пословицу: «пусти козла в огород!»

Моя матушка была самой младшей и самой болезненной в семье. Дважды ее почти похоронили: бабуля готовила для нее особую рубашку, так было принято в те времена. И дважды: наутро мама была жива и продолжала жить! Спешу Вас всех порадовать, (особенно себя): матушка жива, здорова… 19 июня, ей исполнилось 89 полных лет, 76 из которых она прожила в Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан), куда ее увезли от голода, царившего на родной рязанской Земле в далеком 1926 году, в возрасте 2-х лет! Мама - единственная кто не получил из семьи Пустоваловых высшего образования. Тетушки учились, дед попал в станок и ему отрезало пальцы на руке, ушел на инвалидность, дома мастерил мебель, ходил по домам, делал плотницкую работу, бабушка сидела дома, денег не хватало. Мама пошла работать в 17 лет, работала на авторемзаводе – чертежницей, несмотря на отсутствие образования у нее был большой талант к математике и черчению. Очень плохо давалась история, я всегда удивлялся: для меня история – семечки, а вот математика и физика…. До работы мама сидела с племянниками и племянницами, детьми тети Зины. Во время войны мама работала на заводе по переоборудованию машин в платформ для зенитных орудий и поэтому имеет удостоверение – ветерана войны. Потом мама в городе Хороге, работая в потребсоюзе, выучилась на машинистку, отлично печатала и выучила русский язык в совершенстве, печатала очень грамотно, без ошибок и опечаток. Мама попала в Таджикистан случайно, тетя Зина работала в Рушане, врачом. Нужна была нянька, чтобы сидеть с детьми и тетя Зина взяли мою маму, с собой. Мест не было на самолет из Душанбе в Хорог и маму отправили одну, тетя осталась с ребенком ждать следующего рейса. Мама вспоминает, что приехала в Хорог в рваной майке и спортивных штанах. Получилось так, что она бродила по Хорогу, а было это в 1943 году, голодала, устроилась на работу, народ тогда был, с ее слов, хороший, душевный… Взяли машинисткой в Потребсоюз. Тетя Зина не нашла маму и уехала в Рушан, так и познакомились моя мама с моим отцом – пограничником (сарбозони сархад), красноармейцем, сиротой из Бальчувана, отличником боевой и политической подготовки, они поженились, родилась моя сестра – Надежда, потом родился я, сын своего отца.

Вместе они прожили – 69 лет, в 2012 году мой отец умер.

Мой прадед (бобокалон) Асад и мой дедушка (бобочон) – Ахмад (арабы делают ударение на первых буквах) родились не в Бальчуване, Родина моих (отцовских) предков Саудовская Аравия. Дедушка Асад занимал высокое место в иерархии своей страны, раньше во время дворцовых переворотов принято было убивать не только самого султана, шаха, шейха, но и его ближайших приближенных. Так случилось, что мой прадед со всей семьей был вынужден бежать с Родины. Поселилась моя семья, семья Ашрафи, в Иране. Но прадеда и его семью нашли и в Иране, пришлось уехать в Азербайджан. В Азербайджане семья Ашрафи жила в покое, но язык, окружение и обычаи были отличными и от арабских, и от иранских, к которым дети, рожденные в Иране привыкли…

Мой прадед Асад занимался разведением тонкорунных коз, он не продавал мясо и шерсть, он выращивал элитный молодняк на племя. К нему приходили из разных, иногда очень далеких стран. Прадед однажды услышал про Таджикистан, Бальчуван, что в этом районе прекрасные условия для его дела. Он сходил туда, посетил Самарканд, Бухару и Бальчуван, купил землю, построил дом и переехал со всей семьей в Бальчуван, кишлак Туткони. Согласно документов там, в кишлаке Туткони, 24 марта 1921 году родился мой дорогой отец, вечная ему память - Амиршо (Амиршох,).

Мой дед Ахмад освоил профессию мастера водяных мельниц (касби устоди осиё). Со слов отца мой дед Ахмад, был высоким и очень сильным физически человеком. Мою бабушку Бону привез прадед из Гарма, там у него был друг, с которым они разводили коз, его дочку он привез и выдал замуж за моего деда.

Прадед умер, мой дед трагически погиб,… основным рабочим органом водяной мельницы является каменный жернов. Мой дед и несколько добровольных помощников тащили готовый жернов, надев его на палку (в нем есть отверстие для вала), дед был силен и свой конец нес один, палка сломалась и острый конец, воткнулся в живот моего дедушки, он умер. Бабушка ненадолго пережила деда, и мой отец остался сиротой, так как был первым и пока единственным ребенком в семье. Он вспоминал, что таскал дрова и воду для богатых людей, помогал соседям, хотя ему было 3-4 года. Потом какой-то дальний родственник отвез его, чтобы не умер с голода в Душанбе, в детский дом и, когда уезжал, сказал: «Война кончится, приеду, заберу». Родственник не назвал фамилию моего отца, а в кишлаке деда звали Авгон – кличка такая у него была и когда отца спросили как фамилия, он ответил: «Ман писари устоди осиё Авгона…». Так мы, вся наша семья стали Авгановыми. Шла гражданская война, когда она закончилась и отец подрос, он очень мало чего помнил о родственниках. Тот, кто его привез так и не приехал, отец почти ничего не помнил о дядях, тетках… Уже когда он был подполковником, а я учился в 10 классе, нас нашел его молочный брат (мой амаки) акаи Шариф Каинов, его внуки и дети живы, один из внуков живет и работает как мигрант в Новосибирске, второй в Клину, остальные в Кулябе и Душанбе. Мама акаи Шарифа, когда моя бабушка Бону умерла, кормила грудью и моего отца, поэтому они, отец и акаи Шариф,  молочные братья. У меня теперь есть два додархонда (названных брата) Саид и Рахимчон, много племянников… Отец закончил интернат, педучилище и поступал в мединститут, но тут его забрали в армию, он попал в погранвойска. Начинал рядовым, не зная ни слова по-русски, закончил службу – полковником, имел награды: ордена и медали. Участвовал в Великой Отечественной Войне.

Иногда я думаю, почему на старости лет мне пришла в голову мысль: дойти из Рязани до Душанбе, а теперь мучает желание пройти путь от Таджикистана до Мекки и Мадины и до самого шахри Байтул Муккадас (Иерусалима)? Теперь после долгих размышлений понял, почему! Я хочу пройти путь, которым мои арабские предки пришли из Саудовской Аравии в Таджикистан и уже, с Божьей помощью, прошел путь, по которому мои русские, рязанские предки пришли в Азию, ибо в результате такого сложного и тяжелого маршрута на Божий свет появился я – Алексей Авганов, сын своего отца! Воистину – неисповедимы Пути Господни! Аллилуйя! ИншаАллах! Имею право так сказать – ибо это право дано мне от рождения: я рожден от мусульман и православных, от таджика и русской, от трудовых мигрантов древности и поэтому, наверное, я так люблю и уважаю, поэтому так переживаю за своих братьев мигрантов. И именно им и посвящаю свою исповедь об истории моего рождения! Аминь! Омин!

 

Русские и таджики - братья НАВЕК, ибо их кровь течет в моих жилах!

А.Авганов, сын своего отца

 

 
« Пред.   След. »